Закончив с Гудаури, мы – ВЖУУУУХ – переместились в Сванетию. Это гордый и суровый край некатанного пухляка и умопомрачительных пейзажев. Там за всеми нами неустанно приглядывала местная красавица великолепная Ушба (вон в центре картинки ее левый глаз смотрит сквозь “окно”).

The pick of Ushba mnt

The pick of Ushba mnt

Итак, рецепт #2: посылаем сигналы в космос, приглашаем группу отчаянных латышей, разбавляем ее группой отважных украинцев, опять замачиваем всех в алкоголе, заганяем их сначала в лес, потом на паудерные поля, добавляем немножко хачапури, сулгуни, кинзы, выкладываем все это на кеце, готовим на умеренном огне страсти к фрирайду и горам. А потом оппаччча – блюдо под названием PowderSvanetia готово!

Задача первая – как оперативно попасть из Гудаури в Сванетию? Есть несколько вариантов, каждый из которых годится под отдельный случай. 1. Вечерней 5-часовой маршруткой до Тбилиси на автостанцию в Дидубе, ночевка в Тбилиси, а потом утренней маршруткой (отправляетсяв 8 часов) до Местии. Дешево (30-40 лари проезд + 30 лари ночь в хостеле), сердито и очень долго. 2. На таксо до Натахтари (цены оччень разные могут быть), оттуда на самолете в Местию. По времени – около часа на отрезок Гудаури-Натахтари и около часа в воздухе. Есть только две проблемки: летают очень непостоянно и можно провозить только ручную кладь. Стоимость – 70 лари. 3. Орендовать Mitsubisi Delica, куда помещается все необходимое и которая обучена ездить по сложым горным массивам в любую погоду. Стоиит 50$/сутки + 100$ на бензин. Гарантирует свободу перемещения и комфорт.

Delica вездесущая

Delica вездесущая

Мы остановились на третьем варианте, поскольку у нас была снаряга и нам хотелось попасть в Местию быстрее, чем за сутки. К тому же, по дороге надо было забрать Саню из SnowTime, который обеспечивал нас все это время жильем и трансфером (спасибо, Санечек, мне лично очень понравилось и у Пааты в декабре, и у Нино в феврале!), потом подобрать Тараса и Марка в Кутаиси, ну и встретить первую группу в аэропорту рядом. Все прошло довольно гладко, если не считать пробитого колеса и ацкой усталости от непростой дороги и колес “Belshina”.

Отдельная история с нашим МАУ и латышах. Сначала авиаперевозчик не смог стыковать два рейса, у которых был внушительный запас по времени. Так латыши остались в “Борисполе” и получили возможность погулять по Киеву. В то же время их багаж улетел в Кутаиси, что является грубым нарушением правил безопасности: когда пассажир не успевает на рейс, его багаж снимают. А тут чистейший иллюзион – багаж успел, люди не успели. Ну это такое.

Подъем на вершину г. Хацвали

Подъем на вершину г. Хацвали

Короткое описание сванских курортов

Главным отличием от Гудаури является наличие более развитой инфраструктуры и разнообразие в катании. Райдерам доступны два курорта – покрытый старинным лесом Хацвали и более высокогорный Тетнульди (по местному – Твенульди). Для любителей трассового катания эти места ни о чем. На Хацвали всего три трассы (условно это одна трасса, но она разделяется на три разных по сложности отрезка), на Тетнульди их 5 или 6. Но вот фрирайдерам здесь есть где развернуться!

Хацвали

Кресельный подъемник работает с 10 декабря и крутится даже если на горе 2-3 райдера. Он поднимает вас на вершину хребта (с 1865 на 2345), по которому можно уходить сразу от кресла влево и катать шикарный лес с выкатом обратно на курорт. Лес довольно густой и крутой, но деревья сами по себе огромные, оставляют достаточно места для маневра. К тому же можно попасть в отличнейший кулуар с нетронутым паудером. И самое главное – снег в Хацвали не портиться неделями!!! (мы это проверили дважды)

Вечный паудер Хацвали

Вечный паудер Хацвали

Но можно спускаться также на дорогу в Ушгули, что дает более качественную скатку и незабываемые впечатления. В общей сложности мы насчитали 6 огромных кулуаров, из которых из-за нехватки снега на высоте 1400 м проездными до самого конца оказались только два. Кулуары мы назвали по именам, так что теперь на условной карте этого места есть “Янис”, “Карлис”, “Стас” и “Грэта”. Остальные два мы не проезжали до самого конца, так что пусть они пока будут безымянными.

Каждый кулуар достигает максимально в ширину 50 м, по длинне они около 3 км. Множество “подушек”, поваленых и засыпанных снегом деревьев, скальных дропов (особенно внизу). И главное, что все они выходят на дорогу, заблудится просто нереально. А вот травмироваться – легко. Так что в одиночку, вдвоем или втроем туда лучше не соваться.

Кулуар "Грэта" и его повелительница Олька

Кулуар “Грэта” (нижняя часть) и его повелительница Олька

Есть еще одно направление – вправо от выхода с кресла. Проехав около 800 м по трассе попадаем на небольшую “трассу-аппендикс”, от которой потом вниз уходит шикарнейший кулуар. После спуска можно препокойно вернуться на курорт всего за 5-7 минут. А если забуриться подальше вправо, то можно выехать на поворот в с. Ели. Оттуда мы разведали самый живописный спуск в село. Именно там мы нашли незабываемую качельку с видом на Ушбу. Но будьте осторожны, если вы не попадете на дорогу и уедите дальше – можно оказаться на 10-15-метровом сбросе над рекой.

Маршрут "Качелька с Ушбой"

Маршрут “Качелька с Ушбой”

В принципе, это все, что вам нужно знать о Хацвали. Как по мне, так это лучший и самый безопасный из всех грузинских курортов. Хотя в кулуаре Грэта мы таки встертили один лавинный конус – сошла внушительная боковая стенка, которая уходит значительно выше кулуара вправо.

Не пытайтесь узнать у меня “секрет” кулуаров – его нет. Мы сверялись с картой, компасом, шли по азимуту и прочее – все равно ориентиров там нет. Даже gps-трэк выглядит как полотно Малевича.

 

Кулуар Грэта

Кулуар Грэта

Можно, конечно, пользоваться и генштабовской картой. Но учтите, что каждый “вход” в кулуары – это густой березняк, продираясь сквозь который вы все равно не попадете дважды в одну и ту же точку, особенно если выпадет свежий снег.

Кстати, жить можно непосредственно на Хацвали возле подъемника. Там есть отель и ресторанчик, стоимость проживания 20$/сутки без питания. По местийским меркам это дорого. На верхней станции тоже есть ресторанчик и смотровая площадка для любования Ушбой через телескоп.

Тетнульди

Курорт с невероятным потенциалом и неописуемой красоты. Прямо над вами нависает красавица Тетнульди с ледником, на котором хорошо читаются все трещинки. Есть четыре кресла, три из которых выстроены по хребту в ряд и направляены с юг-зп на св-вс. Одно кресло направлено на св.-зп. Перепад высот больше километра. На северную сторону можно кататься к правому (оцениваем орографически) подъемнику как со второй, так и с третьей очереди. Либо же спускаться еще ниже в место, которое уже успело получить условное название “Жабеши”.

Спускв с. Жабеші

Спускв с. Жабеши

На самом деле там, внизу, четыре небольших села и Жабеши – только самое верхнее из них, к тому же не на всех картах оно есть. Южные склоны ведут в село Адиши. Туда стоить соваться только со скитурным снаряжением,  иначе будет не сладко. В любом случае вам нужно иметь договоренный трансфер, особенно в Адиши, где туго со связью.

Наступний спот на курорті Тетнульді

Эта вершинка мне будет сниться.

Есть еще северные склоны, на которых ветер заплетает очень живописные кренделя-узоры-карнизы (видно на фото, проходят по диагонали кадра). Но этот путь тупиковый, склоны заряжены лавинами. Буквально 25 февраля на следующий после снегопада день там погиб немецкий райдер. Бипера на нем не оказалось.

Так что мой вам совет – возьмите в помощники местного гида и хотя бы пару спусков нужно скатиться с ним. Это не дорого, но надежно и более безопасно.

Powderdays vol.2

Ну вот, теперь вы уже представляете, где нам пирходилось отрываться. Итак, все орг-вопросы остались позади, мы наконец-то собрались всей группой в одном месте. Для разминки поехали на Хацвали. Далеко не всем по душе тамошний лес, но трассы отлично подходят для тренировок. Ну и не стоит забывать о лесных кулуарах.

Еще немного, и мы найдем дорогу

“Еще немного, и мы найдем єту чертову дорогу,” – улыбаясь, подумал Володя

Группа собралась неплохая. Тех, кто посильнее, я отправлял с моим надежным помощником Володей выкатывать лесные полянки. О Володе хочется также упомянуть отдельно. У этого человека какое-то невероятное чутье на все. На хороший снег, на хороший дроп, на хорошее настроение. И если Володя говорит, что будет не ок, так оно и происходит. Ко всему, Володя мне очень много помогал, за что ему поклон и респект. Парочку раз, конечно, пришлось его обидеть, чтобы проверить, насколько он стресоустойчив 😉 Но в конечном итоге все было на уровне. Спасибо еще раз, дружище! Надеюсь, еще катнем.

Итак, прошаренных – к Володе, остальных я “карал” упражнениями. Время от времени мы собирались вместе для группен-фото в исполнении нашего любимого и высокоточного мастера кадра Тараса Химчака. Получалось очень даже хорошо попозировать, каждый получил смачные кадры как доказательство своей крутости (доказательства – у Тараса а страничке, кликайте на активные гиппер-ссылки). К сожалению, фото самого маэстро у меня нет (он в конце будет на видео).

Дроп возле "Башни любви"

Дроп возле “Башни любви”

Смотря по погоде, мы время от времени меняли локацию. Если солнечно и ясно – едем на Тетнульди, если пасмурно и снежно, то на Хацвали. Немного разочаровал отношение дирекции Тетнульди к отдыхающим: ЗА все две недели они так ни разу и не включили верхние две очереди. Причины две и они вроде бы взаимоисключающая: “Нету снега и висят карнизы”. Мы ходили пешком, все просмотрели. На отдельных участках трасс действительно снега было маловато, но пару движений ратраком все могли бы решить. Карнизы тоже видели, мы туда не лезли. Хотя даже начинающий гид легко мог бы справиться и с этой проблемой: обрушить карниз и разгрузить склон. Но не нам указывать людям, как управлять курортом. Мы уважаем всех и принимаем их ришения как должные.

Также благодарю Лешу, Лиму, Виталика, Лену и Ванечку, Гунтарса, Райтиса, Яниса, Сергея за совместную каталку. С вами было очень интересно, ребятки, вы – лучшие!

Ушгули

Еще когда первая группа не уехала, мы с Володей, Янисом и Сандийсом взяли day-off, чтобы съездить в Ушгули. Нашим проводником и компаньеном стал Стас – уникальнейший человек, украинец, который вот уже два года подряд устраивает в Грузии рафтинговые и трекинговые походы. Именно благодаря ему и получил название один из кулуаров Хацвали. Стас очень мотивирован, хотя на лыжах стоит пока не очень. Тем не менее, он хотел с нами на фрирайд и мы решили дать ему шанс. И хотя съезжал он как-то больше в плуге (по пухляку!!! Да, теперь я видел все, ребятки), но он съехал и был счастлив. Опекунство над Стасом взял Димка – еще один интересный персонаж в этой истории. Но о нем чуточку позже.

Обычный спот в Ушгули. Ему 1300 лет

Обычный спот в Ушгули. Ему 1300 лет

Итак, Ушгули – самое высокогорное и действующее село в Европе, находиться в горах на высоте 2200-2400 м. Здесь самые старые в Грузии башни. И здесь офигенные места для скитура.

Погодк была не для катания, особенно в незнакомом районе. Поэтому мы выбрали себе башню покрепче и покрасивше, устроили небольшую фото-сессию. Вышло неплохо катнуть. Заодно подружились с местным “бобиком” и его радушными хозяевами.

Снимите меня!

Снимите меня!

Пару слов о самой дороге. Этих несчастных 48 км от Местии до Ушгули нормальная тачка с полным приводом едет больше 2 часов. Местные просят за поездку туда 200-250 лари, то есть от 70 до 90$. Но сам каньон, по которому она проходит, невероятно красив. “Особенно летом,” – уточняют сваны. Вообще эти места лучше всего посещять в августе, тогда они преображаются из суровой женщины, одетой во все черное, в заманчивую невесту. На ледниках, кстати, там лежит снег и можно устроить себе покатушки.

История о том, как мы нашли “Грэту”

Вообще-то самым удивительным було то, что в Местии мне посчастливилось встретить людей, которых я не видел уже много лет. Например, Димку “Воблу” Кулиниченко и Машку.

Вобла приехал - и сразу тропить!

Вобла приехал – и сразу тропить!

Димка мой старый и давний друг по фрирайду. Познакомились случайно в Гудаури, отлично там зажгли как по каталке, так и по апрески (особенно по апрески). И вот он почти случайно оказался в Сванетии. Приехал на Тетнульди, увидел украинцев, спросил что да как, не знают ли они Юрку Грабли. И один из той группы (Виталик из гудаурского хостела “Хэппи Ети“) проболтался, что “буквально вчера со мной тут бухал”.

Вот так и нашлись. И ясное дело, что мы договорились сходить катнуть что-то интересное. И этим “что-то” была старая скотогонная тропа или дорога, которая хорошо видна на некоторых картах. Но пока что все наши попытки добаться до нее заканчивались открытием новых интересных кулуаров. Но только не “Грэты” (как я потом ее обозвал).

В общем, с ребятками мы открыли кулуар “Стас”, долго потом выгребали, обидели Володю, потом помирились с Володей, а потом еще здорово посидели вечерком в “Лейле”.

Хто на спліті - того і паудер!

Кто на сплите – того и паудер!

Короче, извини, Димка, что не смог показать тебе “Грэту”. Я думал, что тот кулуар и был ею, но он оказался “Стасом” 😉 Тем не менее, этот проход оказался знаковым. Потому что в следующий раз мы зашли дальше по хребту, ломанулись вниз и думали, что нашли таки дорогу. А на самом деле попали на наши старые следы в кулуаре “Стас”.

Потом мы поменяли немного курс, подшаманили над вечно отстегивающимися лыжами Оли и перед нами вдруг открылась сказочная картина: широченный кулуарище, в котором снег лежал такими вертикальными надувами и уходил далеко-далеко вниз. Состояние снега – pow-pow-pow! Именно здесь я проигнорировал всеми правилами, забыл, что я “замыкающий” и должен ехать последним и пр. И я согрешил с “Грэтой” на полный рост, за всю хурму, за весь этот сезон!!!

Олька-торпеда

Олька-торпеда

Потом я остановился и уже послушно ждал, когда Олечка наконец-то прекратит кувыркаться в снегу и доедет до меня. Так продолжалось 2 часа. После спуска щебетушка-Оля сидела и молчала. Она даже заикнулась, что ей не понравилось, ибо было очччччень страшно. Но я ее убедил, что это лучший спуск ever. И уже вечером она танцевала от счастья. Так обычно все и происходит, друзья.

Чуть не забыл рассказать об Оле. Она же – Олька-торпеда. Она же “тыдыщь и бээээм!”, “вжууух” и пр. Очень веселый и позитивный человек, особенно когда рядом появляется ее друг Кирил (именно так, с одной “л”). Олька всегда рвалась тропить, всегда всех веселила и всегда поддерживала как умную, так и несерьезную беседу на уровне супервайзера 9 левела. Спасибо, дорогая, за компанию и за каталочку. В следующем сезоне повторим!

А почему кулуар назвался “Грэтой”? Поначалу я окрестил его Олей, ведь именно она прочувствовала его лучше всех. Но потом подумал: в каждых горах есть здоровенные кулуары, которые все называют “Гранде”. А по-английски это будет звучать приблизительно как “Грэйт”. Но мне все же захотелось дать ему женское имя. Так и получилась “Грэта”.

Він остаточно підкорив її серце своїм фрірайдом

Он окончательно покорил ее сердце своим фрірайдом

Следующие пару дней мы катались в основном на Тетнульди, лес уже всем поднадоел, а некатанных кулуаров не осталось. Мы удачно раскатали западную стенку главной предвершины горы, потренировались, покушали в местном ресторанчике. Вроде бы все, приключений или сюрпризов быть не должно было. Однако небо каждый день подсыпала нам по 10-15 см пухлячка, и это кардинально поменяло наши планы.

Героем заключительного дня была Лена с Сашей. Ребятки, я искренне поражаюсь и восхищаюсь вами, я это уже говорил и еще раз сто готов повторить. Лена – она вообще новичек во фрирайде. Под поездку она получила специальный подарок от любящего мужа – скитур-комплект. Так что она была обречена попробовать его в самых непростых дле себя, как для трассовой лыжницы, условиях. И Леночка держалась очень достойно, хотя материлась, навреное, больше всех.

Романтичний тріп. Вона ще нічого не знала..

Романтический трип. Она еще ничего не знала…

Я предложил Лене просто прогулятся с нами ради романтического кадра на фоне Горы. Дважды предложил вернуться или остаться. И она дважды отказалась. А по древнему японскому обычаю, если гость дважды отказался, третий раз его никто уламывать не будет. Так что Лена и Саша поехали с нами в кулуар “Янис” (я его специально придержывал все две недели для такого случая). И самое главное, что они остались после этого мужем и женой. Хотя камуса наверное придется продать… 😉

Саня приехал, привез много вкусного

Саня приехал, привез много вкусного (на фото – только остатки)

Хотя, судя по всему, не придется. Потому что Саня. Потому что он умеет не только убеждать, но и угощать лучшим салом в Украине. Просто Саня рыбак и, как каждый рыбак, знает места. Спасибо, ребятки и вам. Также высказываю респект ArborUkraine за предоставленный стаф (доска Arbor Coda Rocker и сплит Arbor Brayen Iguchi Pro), а также магазину Boomerang Boardshop за “глаза” – маски Electric EG2.5 и Dragon D3.

Апрески

Как я уже говорил, Местия хоть и не так доступна, как Гудаури, но инфраструктурка здесь повеселее. Есть немало ресторанчиков. Где-то хуже готовят, где-то лучше. Нам понравилось в Sanseti (очень вкусный харчо, по словам Вовы), Rea Desert (мега-вкусная пицца и здесь не курят!!!) и OldTown (радушные хозяева, хорошее местоположение). Довольно неплохо в “Leila”, хотя шашлык там – просто жаренное на сковороде мясо, сухое и жесткое, а харче больше похоже на рисовый супчик. Но в целом обслуживание ок. Больше всего не понравилось в ресторане Koshki – винно с уксусно-ацетоновым привкусом, сулгуни на грибы ложат столько, чтобы хватило прикрыть “срамоту”… Ну такое, на любителя в общем.

Грибочки з сулгуні на кеце

Грибочки з сулгуни на кеце не радуют

Есть три музея: этнографический, музей “Сванская башня” и музей Михаила Хергиани. Везде интересно, хотя для того, кто сходил в башню и в этнографический, Хергиани может показаться не таким увлекательным. Он создан альпинистами для альпинистов. М. Хергиани – это скалолаз мирового уровня, обычному “пользовтелю” сложно вообразить все величие его подвигов. Но, тем не менее, экскурсия интересная.

Ну вот, собственно, и все, что я хотел рассказать об этой поездке. Она длилась для меня с Янисом долгих, но очень быстрых три недели. Для Володи с Сергеем – две. Благодаря Грузии мы все стали чуточку мудрее, сильнее и счастливие. До скорого, фрирайдеры!

(c) grabli. 2017